Напомните детям

                     

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска

"Гимназия № 11 "Гармония"

                                                                  

 

Напомните детям

 

  

I.Общие положения

Системы образования, педагогическая наука во всем мире переживают период переосмысления философских оснований образования, стратегических направлений систем образования, общих целевых установок, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена прежде всего экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий, тем, что информация стала главным продуктом цивилизованного общества. Поэтому умение работать с информацией,  находить нужную информацию становится жизненно важным для любого специалиста.

На что должна ориентироваться современная школа:

·         усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла; изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся  в их повседневной жизни;

·         изменение в учебной деятельности акцентов, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;

·         использование заданий, для выполнения которых необходимо применять различные виды деятельности, объяснять окружающие явления;

·         учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников.

Необходима смена парадигмы образования. Традиционная система образования ориентировалась на парадигму «учитель – учебник – ученик», т.е. акцент делался на деятельность преподавания, учитель выступал в роли основного и наиболее авторитетного источника информации и управляющей системы. Новый подход к образованию требует и смены акцентов: «ученик – учебник (читай: информационно-предметная среда) – учитель», где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

·         гибко адаптироваться в меняющейся ситуации, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возможных проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность занять в ней свое место;

·         критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы, находить пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности4 быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

·         грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

·         быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща а различных областях, предотвращая или умело выходя из конфликтных ситуаций;

·         самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Если мы согласимся с таким подходом  к образованию, с новой парадигмой образования, следует сделать следующий шаг и постараться обеспечить каждому ученику возможность активной познавательной и творческой деятельности.

Гимназии призваны готовить будущую интеллигенцию, людей умственного труда. Следовательно, для учащихся гимназий, лицеев интеллектуальное, творческое и, разумеется, нравственное развитие личности  суть методологическая основа образования. Личностно-ориентированный подход к обучению, развитию учащихся – вопрос существенный для любого типа школы, но особо значим для гимназий и лицеев. Гимназия по своему статусу должна давать образование выше образовательного стандарта. Что означает «выше»?

В качестве объектов стандартизации определены: содержание образования и обязательные результаты обучения, показывающие уровень освоения основных образовательных  программ.

Стандартизация общего образования нормируется по следующим основным параметрам:

·         уровень сложности должен соответствовать уровню достаточности, позволяющей сохранить целостность, системность и полноту выделенных единиц содержания, и удовлетворять требованиям преемственности образовательных программ, обеспечивать общий рост образованности граждан;

·         планируемый уровень образования, предоставляемый каждому учащемуся со стороны государства, выражается набором образовательных услуг, которые дают возможность каждому школьнику изучить инвариантную часть содержания образования и обеспечены учебно-методическим комплексом, необходимой материально-технической базой и соответствующим кадровым составом, способным к преподаванию предмета на высоком уровне;

·         обязательства каждого учащегося перед государством (требования к обязательным результатам обучения по предмету).

В гимназии значительно важнее сосредоточить усилия педагогов на интеллектуальном развитии учащихся, на развитии их способностей в той или иной предметной области, на развитии у них критического мышления, умения самостоятельно приобретать знания, творчески используя для этих целей ранее приобретенные знания, умения.

Экскурс в историю русской гимназии

Опыт передовых российских гимназий XIX - начала XX веков доказывает, что успех их учебно-воспитательной работы определялся направленностью учебно-воспитательного процесса на становление творческой, интеллектуально развитой, социально активной личности, соответствующей нравственным идеалам общества. История свидетельствует о том, что на протяжении длительного периода гимназии были наиболее передовыми учебными заведениями, прежде всего, за счет лучшей учебной работы педагогов, их высокого профессионализма, тесной связи с университетами, лучшими материальными условиями.

Учебный план гимназий был крайне обширным и ориентированным на подготовку энциклопедически образованных и высококультурных людей. В план входили следующие учебные предметы: русский язык и словесность (литература), латинский язык, обязательно два иностранных языка (немецкий и французский), курс математики с элементами высшей математики, история, география (экономическая география в старших классах), философия, логика, курс естествознания в начальных классах и физика в старших, технология и рисование. Каждый учитель вел цикл предметов (философские, физико-математические и т.д.), что обеспечивало высокую эффективность преподавания. Большинство преподавателей вело своих учеников от начального класса до выпускного, что создавало между ними отношение доверия, взаимного уважения, заинтересованности.

В немалой степени гуманистические традиции передовых гимназий, демократический стиль работы обеспечивался высоким уровнем образованности педагогов, имеющих, как правило, университетское образование.

 

II. Цели, задачи, принципы  и основные показатели

образовательной системы гимназии

Формулировка образовательной цели гимназии

Гимназия как исторически сложившаяся форма учебного заведения характеризуется направленностью на классическое образование (древние языки, философия, культура Античности и т.п.). Современная образовательная ситуация, в которой Античность перестала определять основные культурные смыслы и потеряла "законодательное" для построения учебных курсов значение, позволяет "снять" этот жесткий акцент в области предметной направленности гимназии. С другой стороны, заявленный статус школы - "муниципальная гимназия" – требует  внимания к тем позитивным характеристикам старой гимназии, которые, с одной стороны, имеют непреходящее значение, и, с другой стороны, входят в набор традиций - как дореволюционных, так и советского периода - именно этой школы. В качестве таких ключевых характеристик при реорганизации  школы в гимназию были приняты:

·         высокий профессионализм преподавательской и управляющей деятельности педагогов гимназии;

·         ориентация на способных, особо одаренных учащихся;

·         опора на лучшие классические традиции в области проектирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, образовательный статус школы предполагает  создание особого типа учебного заведения, в котором должны встретиться творческий педагог и способный ученик. Так конкретизировалась образовательная цель гимназии - обеспечение высокого качества воспитания и обучения одаренных детей.

С другой стороны, очевидный творческий потенциал коллектива педагогов позволяет школе быстро и качественно реагировать на сложнейшие изменения в области требований к современному образованию, развивать педагогическую систему школы на основе новейших научно-педагогических разработок и методических проектов. В конечном итоге, определяется  "лицо" школы, ее миссия, которая может  обеспечить конкурентные преимущества гимназии и удовлетворить основные потребности субъектов педагогического процесса. Миссия гимназии заключается в удовлетворении потребности особо одаренных детей в качественном и улучшенном по сравнению с обычной школой образовании, что одновременно означает и работу по удовлетворению социальной и государственной по своему характеру потребности в формировании интеллектуального потенциала страны и региона. Складывается и образ обновленной школы - гимназия, оптимально и эффективно сочетающая классические традиции и современные требования к образованию

Основные задачи гимназического образования

1. Формирование у учащихся потребностей в познании своей личности и сохранении здоровья.

2.Формирование нравственных основ личности.

3. Формирование гуманистического отношения к окружающему миру.

4. Формирование внутренней потребности личности в непрерывном самообразовании

5.Форимрование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и прочных знаний основ наук.

6. Обучение навыкам мыследеятельности.

7.Обучение навыкам самообразования и научно-исследовательского труда.

8. Всестороннее развитие природных интеллектуальных способностей учащихся.

9. Выявление и развитие специальных и творческих способностей учащихся.

10. Развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию.

11. Развитие ведущих психологических навыков.

 

Принципы реализации гимназического образования

1.      Принцип гуманизации образования является основополагающим принципом деятельности, предусматривающим переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций. Основным смыслом педагогического процесса в гимназии становится развитие ученика. Система норм жизни и требований гимназии в силу сложности тех целей и задач, которые перед ней ставятся по обеспечения качественного образования "повышенного типа", является достаточно жесткой (конкурсный набор учащихся, ранжирование, наличие элементов конкуренции на всех этапах обучения в гимназии, сложность учебных программ и т.д.). В качестве противовеса этому для обеспечения учащимся эмоционально-психологического комфорта требуется вести очень серьезную работу по гуманизации педагогического процесса в гимназии. Это требует совершенствования форм общения учителе и администрации школы с учащимися и их родителями (повышение уровня корректности, тактичность и уважение к личности другого человека, безукоризненная честность во взаимоотношениях и т.д.). Для совершенствования навыков педагогического общения используются новейшие наработки в области психотехники взаимодействия, осуществляется постоянная работа по совершенствованию коммуникативных навыков преподавателей гимназии. Современные разработки в области совершенствования гуманистических параметров взаимодействия учителей и учащихся, деятельностного подхода в образовании предполагают активное использование групповых, индивидуальных, клубных форм обучения, в том числе с разновозрастным и переменным составом детей. В гимназии широко применяются проектные методы, дискуссии, ролевые и деловые игры, психологические тренинги, проблемное консультирование и другие формы творческой организации обучения.

 

2 Принцип гуманитаризации образования Однобокое фрагментарное, технократически ориентированное среднее образование закономерно провоцируют бездуховность. Утверждение же духовности в стенах школы возможно при огромной роли гуманитарного образования, увеличения идеального веса не только собственных гуманитарных предметов, но и гуманитарных аспектов естественно-научных дисциплин.

     Гуманитарное образование  в гимназии способствует формированию у учащихся многоплановой, целостной и динамичной картины духовного развития человечества на протяжении веков.

     Посредством гуманитаризации образования осуществляется становление духовного мира человека, создаются условия для развития внутреннейй потребности самосовершенствования в реализации творческих возможностей личности.

Гуманитаризация образования - одна из насущных задач современной школьной практики. Следует заметить, что заявленный статус школы - "гимназия как воспитательное учреждение нового типа" - предполагает особое внимание к вопросам гуманитаризации образования в школе. Речь идет, в частности, об использовании искусства в целях приобщения учащихся к мировой культуре, к духовным ценностям. В рамках гимназии также предполагается поддержание высокого уровня эстетического воспитания учащихся. Для этой цели ведется работа по внедрению новых программ и методик, повышению профессионального мастерства педагогов. С другой стороны, гуманитаризация отнюдь не означает снижения внимания к естественно-научным дисциплинам, которые сами по себе являются такой же частью общечеловеческой культуры, как и произведения искусства, литературы и т.д. Речь идет, скорее, о введении "человеческого измерения" в преподавание указанных дисциплин, раскрытии их содержания как истории человеческого духа, ищущего и познающего Истину.

Разумеется, обеспечение всех этих задач и функционирование основных показателей гуманитаризации и гуманизации образования требует работы не только педагогического коллектива, но психологической службы школы, которая в своей деятельности, в свою очередь, привлекает значительную часть педагогов гимназии к выполнению определенной части психологической работы по изучению учащихся, технической обработке результатов психологических исследований, внедрению новых учебных программ в учебный процесс и т.д.

Итак, содержание образования в гимназии призвано обеспечить ребенка знаниями о человеке, природе, обществе, технике и способами деятельности (умениями), в конечном итоге - включить ребенка в культуру познания и деятельности, накопленную человечеством. В широком смысле учебная деятельность учащихся гимназии (вне зависимости от формы - на уроке, дома или во время внеклассного мероприятия) рассматривается педагогами гимназии как:

опыт осуществления способов деятельности;

опыт творческой, поисковой деятельности (видение новых функций объектов);

опыт выработки культурного (в широком смысле), воспитанного отношения к деятельности.

 Рассматривая культурные основания обучения, гимназия, как ей и полагается, ориентируется на русскую классическую педагогику, одну из самых заветных мыслей которой высказал С.И.Гессен: "Задача обучения заключается не в том, чтобы сделать человека умнее (усовершенствование ума как чисто психический способности возможно вообще только в известных очень узких границах), но в том, чтобы сделать его ум культурнее, облагородить его прививкой ему метода научного знания, научить его ставить научно вопросы и направлять его на путь, ведущий к их решению".

3. Принцип развивающего обучения. Задача современной школы — создать условия для овладения не знаниями, а различными способами деятельности. Учитель должен выступать в роли человека, помогающего ребенку, по теории Л.С.Выготского, шагнуть из «зоны актуального развития» в «зону его ближайшего развития». Это возможно только при условии субъект-субъектных отношений, при вовлечении ребенка в разнообразную деятельность, при увеличении доли его самостоятельной его работы и предоставлении возможности заниматься по интересам и реализовывать свои способности. Одним словом, необходимо создать условия для самоопределения, самоактуализации и самовыражения личности. Процесс развития и будет характеризоваться приобретением личностью этих качеств.

Это первый тезис, который положен в основу концепции развития личности в гимназии.

Второе положение основано на создании  условий для организации творческой деятельности, т.к. именно творческая деятельность человека делает его существом, обращением к будущему, созидающим его  и видоизменяющим свое настоящее. Основу творчества составляет умение личности из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания, т.е. творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалась эта новая по сравнению с созданиями гениев. Творческая деятельность непосредственно связанна с воображением.

Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта. Чем богаче опыт человека, тем больше материалы, которым располагает его воображение. Именно с этого накопления опыта и начинается всякое воображение.

Одной из форм связи между деятельностью воображения и реальности является эмоциональная связь. Чувство, как мысль, движется творчеством человека.

Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которые формируются навыки умственного рационального  труда.

4. Принцип индивидуализации обучения:

·         под индивидуализацией обучения понимает всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ стимулирования и коррекции развития способностей;

·         индивидуализация обучения  в гимназии предполагает формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого учащегося;

·         индивидуализация обучения в гимназии имеет своей обязательной задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

5. Принцип дифференциации обучения. Под дифференциацией обучения понимается такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой всецело учитываются индивидуальные способности учащихся и организуются формы обучения, соответствующие уровню их развития;

с целью осуществления дифференцированного обучения в гимназии создается система элективных и факультативных курсов по всем отраслям знаний.

6. Принцип целостности образования:

·         под целостностью понимается единство процессов развития, обучения и воспитания;

·         сбалансированность отраслей знаний в содержании образования;

·         адекватность педагогических технологий содержанию и задачам обучения

7. Принцип непрерывности:

·         принцип непрерывности образования действует в гимназии как фундаментальная основа организации целостной основы образования с 1 по 11 класс;

·         при быстрых изменениях требований к объему знаний современного человека этот принцип формирует необходимые самостоятельные навыки, мотивацию продолжения образования.

8. Принцип валеологизации учебно-воспитательного процесса, предполагающий   такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая бы не вредила состоянию здоровья детей и способствовала его сохранению.

Основные показатели образовательной системы гимназии

Конкретизация задачи создания гимназии как воспитательной системы, направленной на обеспечение высокого качества образования одаренных детей, приводит  к следующей формулировке основных показателей ее деятельности:

Воспитательная система гимназии организуется таким образом, чтобы учащиеся получили возможность развития потребности в учебной деятельности как разновидности умственного труда. В свое время отечественную педагогику справедливо критиковали за абсолютизацию учебного труда, подчеркивая первостепенную необходимость включения школьников в производительный труд. Но критика эта была верна лишь отчасти, поскольку далеко не в каждой школе имеется возможность и необходимость ставить во главу угла производительный труд. Совершенно очевидно, что должны быть школы с приматом учебного труда, который может выполнять функции производительного (например, выполнение заказов на статистическую обработку материалов, изготовление приборов, составление библиографий, аннотаций и т.п.).

При этом задача гимназии не в том, чтобы подготовить конкретного ученика к поступлению в конкретный вуз, на конкретный факультет, а в обеспечении принципиальной возможности подключиться к любой духовно-практической деятельности в зависимости от реальных потребностей региона, страны в кадрах высшей квалификации. Формирование способности включения в достаточно широкую группу различных видов деятельности осуществляется в рамках весьма конкретных и достаточно узких видов учебной деятельности. Поэтому представляется оправданной, в условиях гимназии, профильная организация классов: химико-физический, физико-математический, гуманитарный, архитектурный, медико-биологический, экономико-математический и т.д., что соответствует требованиям времени и позволяет реализовывать концепцию модернизации образования. Многопрофильность позволяет сформировать механизмы более напряженной и конкретизированной учебной деятельности, научить необходимым навыкам самоорганизации и самоконтроля, воспитать чувство ответственности, привычку к качественному выполнению разнообразной "черновой" работы, без которой не может осуществляться подлинное творчество в сфере духовного производства (умение читать специальную литературу, грамотно ее конспектировать, готовить реферативные работы, анализировать актуальные проблемы науки и т.д. Это  не означает, что все выпускники специализированных классов в дальнейшем должны поступить в вузы того же профиля, напротив, вполне возможна смена профиля, разумеется, в некотором разумном диапазоне. При этом все те личностные и интеллектуальные механизмы, которые сложились у учащихся в период обучения в данных профильных классах, позволят им безболезненно сделать выбор и не испытывать затруднений при обучении в вузе.

Безусловно, организация учащихся и учебных планов по профилям вступает в определенное противоречие с требованием целостного развития личности ученика, многообразием его интересов и даже с некоторыми общекультурными основаниями. Это противоречие, постоянно разрешаемое в процессе научно-методической работы гимназии и текущей работы педколлектива по проектированию учебно-воспитательного процесса, является одной из основных движущих сил развития школы.

Для разрешения этого противоречия предлагается организовывать элективные курсы для занятий по определенному профилю на параллели 9-11 классов, чтобы школьники  в течение трех  лет обучения на старшей ступени смогли попробовать себя в разных видах деятельности.

У выпускников гимназии должно быть сформировано научно-теоретическое, диалектическое мышление, т.е. мышление такого уровня и типа, которое только и позволяет выполнять творческую деятельность в эпоху научно-технической революции, решать задачи, которые ежедневно возникают в народном хозяйстве, во всех сферах жизни нашего общества. Ни рассудочно-эмпирическое, ни формальное, классифицирующее и систематизирующее мышление в настоящее время не могут обеспечить решение тех задач, которые стоят перед страной. Формирование научно-теоретического мышления требует перехода, начиная с первого класса, на специальные учебные программы.

Более того, профессионализм педагогов гимназии и сам научно-методический уровень педагогического коллектива позволяет не только использовать уже имеющиеся и разработанные в рамках других научно-исследовательских учреждений положения и методики, но и самостоятельно разрабатывать теоретические и методические вопросы развития научно-теоретического мышления школьников.

Еще одним показателем образовательной системы гимназии является постоянная работа учителей по формированию у учащихся умений и навыков полноценного общения во всех его формах: личностного, группового, делового, профессионального и т.д. Творческая деятельность в сфере духовного производства в эпоху НТР осуществляется в коллективных формах, что требует от средних и высших учебных заведений сделать общение одной из наиболее важных сфер функционирования целостной воспитательной системы. В связи с этим современная гимназия как воспитательная система, конечно же, не будет просто копировать свою предшественницу - гимназию дореволюционной России. Последняя служила делу повышения интеллектуального потенциала страны, но в другую историческую эпоху, имея иные социальные задачи. Современная же гимназия - дитя научно-технического прогресса и новых информационных и коммуникативных технологий.

Важная социологическая характеристика современного человека - его умение вести продуктивный диалог, конструктивно решать проблемы, возникающие в межличностных и межгрупповых отношениях, владение навыками организации коллективной мысли, высокий уровень владения устной и письменной речью, правильной, соответствующей нормам современного русского языка. Групповые дискуссии, соревнования по риторике и др. могут способствовать формированию столь необходимых многим нашим современникам навыков. Умение говорить, умение правильно вступать в контакт с людьми различного возраста, пола, социального положения, национальности, умение предвидеть межличностные конфликты и грамотно предотвращать их - все это не возникает в зрелом возрасте или на студенческой скамье, а требует систематической работы на протяжении всех лет обучения ребенка в школе. Если в обычной средней общеобразовательной школе такие задачи могут показаться утопическими, то в рамках гимназии, контингент которой составляют творческие, способные и одаренные дети, при наличии высококвалифицированного, творчески работающего педагогического коллектива и хорошо поставленной психологической службы они являются жизненной необходимостью, одной из существенных и неотъемлемых частей образовательной системы, ориентированной на расширенное воспроизводство интеллектуального потенциала региона и страны в целом. В этой связи один из важнейших показателей работы гимназии состоит в построении конкретных форм деятельности, направленных на развитие коммуникативных способностей учащихся.

 III. Содержание гимназического образования

Задачи гимназического образования определяют отбор содержания гимназического образования, которое должно включать в себя сбалансированное сочетание  базисного, гимназического и профильного компонентов.

1.      К базисному компоненту образования относится государственный стандарт по основным отраслям наук, выполнение которых обеспечивается системой взаимосвязанных сквозных курсов обязательных дисциплин.

2.      Выполнение задач гимназии требует введение комплекса дисциплин гимназического компонента, предусматривающего формирование широко образованного интеллектуального человека, способного к саморазвитию.

Гимназический компонент предусматривает:

·         существенное расширение содержание образования в сравнении с государственным стандартом с целью формирования универсальных знаний учащихся: хореография,, человековедение, второй иностранный язык, словесность, экономика, театроведение, мировая художественная культура, философия, экология;

·         углубленное содержание обучения основам наук с целью формирования обобщенно-философского взгляда на мир: новое содержание  программ по литературе, истории, иностранному языку, математике, программированию и др.

3.      Универсальность гимназического образования определяет широту профильного обучения. В гимназии недостаточно углубления по одному предмету. Гимназическое образование должно быть многопрофильным, включающим в себя углубление по комплексу родственных, смежных  дисциплин.

 

Содержание гимназического образования определяет существенные изменения педагогических технологий, включающих в себя совокупность психолого-педагогических установок, определяющих подбор и компановку форм, методов, приемов, воспитательных средств, реализующихся в технологических процессах, определенной системе технологических единиц, ориентированных на конкретные результаты

В учебно-воспитательном процессе гимназии особое  внимание уделяется методикам развивающего обучения, усилением роли индивидуального подхода, активизации познавательной деятельности в урочное и внеурочное время, усилению роли самостоятельной творческой работы, развитию навыков мыследеятельности, развитию навыков самоконтроля и коррекции.  

      

IV. Технологии преподавания в гимназии

В центре образовательной системы в гимназии находится ученик, процесс его интеллектуального и нравственного развития, учения. А это, в свою очередь, требует тщательной проработки технологии педагогического процесса, который в максимальной мере учитывал бы особенности и возможности каждого ученика и создавал условия для раскрытия его потенциальных возможностей.

Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Гуманистическая психология и соответственно педагогика связывают свои исследования, разработки, рекомендации с личностью ученика, ее индивидуальностью.

Среди основных принципов этого направления выделяются следующие:

·         индивид находится в центре постоянно меняющегося мира, поэтому для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности и этот мир не может быть до конца познан никем извне;

·         человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания;

·         человек стремится к самопознанию и самореализации; человек обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию;

·         взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения;

·         самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, с другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, что достигается в результате прямых и скрытых контактов.

При новой парадигме образования учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто на контроль знаний, умений и навыков школьников, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности  в познании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее и требует от учителя более высокого уровня мастерства.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает по сути своей дифференцированный подход к обучению с учетом уровня интеллектуального развития школьника, с учетом уровня его подготовки по данному предмету, его способностей и задатков.

Среди разнообразных новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям являются:

·         методы обучения в сотрудничестве;

·         метод проектов;

·         разноуровневое обучение;

·         модульное обучение.

Отличительной чертой так называемого гуманистического подхода в психологии и образовании является особое внимание  к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Ведущими методами преподавания становятся методы обучения в сотрудничестве.

Основные идеи этих методов – общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе. Равные возможности означают возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения. Это означает также, что каждый учение учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими. Психологи утверждают, что если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся гораздо выше, чем при традиционном подходе. Практически это обучение в процессе общения. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся выполняют поочередно разные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.

Хорошего учителя всегда отличают высокий уровень образованности и профессиональной компетентности, стремление использовать в работе самое лучшее, что дает ему наука.

Умение видеть перспективу новой педагогической идеи, найти наилучший способ ее практической реализации, развить эту идею – вот с чего начинается мастерство, творческие искания.

Необходимо, чтобы учебно-воспитательная ситуация способствовала развитию сферы общения школьников. Для этого в процессе обучения должны проявляться все три стороны общения:

·         информативная (передача и сохранение информации);

·         интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности);

·         перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).

Роль учителя при этом методе – внимательный и заинтересованный собеседник. Учитель должен владеть приемами учебного диалога:

·         постановка «открытых» вопросов;

·         определение собственной позиции во взаимодействии не как главной, но как нейтральной, что дает учащемуся возможность во время занятия высказывать и «правильные», и «неправильные» точки зрения без боязни;

·         анализ и самоанализ занятия (рефлексия);

·         ведение заметок, помогающих отслеживать течение занятия, его кульминацию, результативность и пр.

 

                        Должностная инструкция учителя гимназии №11.

                                   1.Общие положения.

1.1.Настоящая должностная инструкция разработана на основе «Закона об образовании» Российской Федерации, Устава Муниципального Автономного Образовательного Учреждения  Гимназия №11 «Гармония», квалификационной характеристики учителя образовательного учреждения, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. №761-н в составе раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Настоящая инструкция является типовой и её действие распространяется на всех учителей гимназии.

1.2.Учитель назначается и освобождается от должности директором гимназии.

1.3.Учитель подчиняется непосредственно заместителю директора гимназии по учебно-воспитательной работе.

1.4.В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и органов управления образования всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся: правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, локальными правовыми актами гимназии ( в том числе, Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором.

Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

                        2.Основные составляющие компетентности учителя.

2.1.Профессиональная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих:

-эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

-владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики, психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов, методическими приёмами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование;

-использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с учащимися, осуществления оценочно-ценностной рефлексии.

2.2.Коммуникативная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих:

-эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком;

-установление контакта с учащимися разного возраста, родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

-умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых социально значимых целей;

-умение убеждать, аргументировать свою позицию;

-владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.

2.3.Информационная компетентность - качество действий учителя, обеспечивающих

-эффективный поиск, структурирование информации, её адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;

-формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами;

-квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач;

-регулярную самостоятельную познавательную деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности;

-использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе;

-ведение документации на электронных носителях.

2.4.Правовая компетентность-качество действий учителя, обеспечивающих:

-эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти, а также локальных актов и иной школьной документации для решения соответствующих профессиональных задач.

                                                           3.Функции.

Основными направлениями деятельности учителя являются:

3.1.обучение и воспитание учащихся с учётом специфики преподаваемого предмета и возраста;

3.2.содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры, осознанному выбору ими и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

3.3.обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности в учебном процессе.

                                               4.Должностные обязанности.

Учитель гимназии выполняет следующие должностные обязанности:

4.1.осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учётом специфики требований ФГОС, проводит уроки или другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях;

4.2. разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на год  и обеспечивает её выполнение, составляет рабочий план на каждый урок или занятие;

 4.3.применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

4.4.контролирует наличие у школьников тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в гимназии порядка их оформления, ведения, соблюдения единого орфографического режима;

4.5.оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету, проставляет в классный журнал все отметки за контрольные работы за то число месяца, когда они проводились;

4.6.осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневника);

4.7.обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям ФГОС;

4.8.соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий;

4.9.учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья;

 4.10.участвует в деятельности педагогического и иных Советов гимназии, а также в деятельности кафедр и других формах методической работы, повышает свою квалификацию;

4.11.проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности;

4.12.обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;

4.13.выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности, проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной  регистрацией инструктажа;

4.14.осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими);

4.15.допускает в установленном порядке на занятия представителей администрации гимназии в целях контроля и оценки деятельности педагога;

4.16.заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора по учебно-воспитательной работе с оплатой замены в установленном порядке;

4.17.дежурит по гимназии в соответствии с графиком дежурств в перерывах между занятиями, а также за 20минут до начала и в течении 20минут по окончании своих уроков;

4.18.проходит периодические бесплатные медицинские осмотры;

4.19.соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики

 

 

4.20.в случае выполнения обязанностей классного руководителя:

Ежедневно:

-организует различные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися;

-контролирует посещаемость учебных занятий, организацию питания, соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся, оказывает помощь органам ученического самоуправления  класса;

Еженедельно:

-проверяет дневники;

-анализирует состояние успеваемости в классе;

-проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе;

-проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием;

-при необходимости, организует работу с родителями (лицами, их заменяющими);

Ежемесячно:

-проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителей;

-организует работу классного актива;

-организует заседание родительского комитета класса;

В течение учебной четверти:

-участвует в работе методического объединения классных руководителей;

-проводит анализ выполнения и коррекцию плана воспитательной работы;

-заполняет классный журнал;

-проводит классное родительское собрание;

Ежегодно:

-оформляет личные дела обучающихся;

-анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности учашихся;

-составляет план воспитательной работы с классом, корректирует модель воспитательной системы класса;

-собирает и представляет в администрацию гимназии статистическую отчётность;

В каникулярное время:

-организует работу с классом по дополнительному плану;

-организует и контролирует занятость обучающихся «группы риска».

                                                           5.Права.

Учитель гимназии имеет право:

5.1.на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы;

 5.2.на свободный выбор и использование:

-педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

-учебников, учебных пособий и материалов в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании

-методов оценки знаний учащихся;

5.3.на участие в управлении гимназией в порядке, определяемом Уставом гимназии;

5.4.на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности гимназии;

5.5.на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

5.6.на защиту профессиональной чести и достоинства;

5.7. на повышение квалификации.

                                               6.Ответственность.

6.1.В  установленном законодательством Российской Федерации порядке учитель несёт ответственность за

-реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом;

-жизнь и здоровье учащихся во время учебного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;

-нарушение прав и свобод учащихся;

-принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае.

6.2.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава гимназии, Правил внутреннего трудового распорядка, условий коллективного договора, законных распоряжений директора гимназии и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей должностной Инструкцией, учитель несёт дисциплинарную ответственность, в порядке, определённом трудовым законодательством.

6.3.За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального поступка учитель может быть освобождён от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

6.4.За виновное причинение гимназии или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей учитель несёт материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

 

  

                                   7.Взаимоотношения. Связи по должности.

Учитель:

7.1.работает в режиме: выполнения объёма установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;

7.2.в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией гимназии к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается директором гимназии;

7.3.заменяется на период временного отсутствия учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе;

7.4.получает от администрации гимназии материалы нормативно-правового и организационно-методического содержания, знакомится с соответствующими документами;

7.5.систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками гимназии.

  

V.Модель выпускника гимназии

Прогностическая модель выпускника гимназии включает следующие целевые компоненты:

·         систему мировоззренческих и поведенческих качеств личности, способствующих приобщению учащихся к важнейшим ментальным параметрам российского социума;

·         систему знаний, усвоение которых обеспечивает формирование гимназического уровня общеобразовательной подготовки учащихся, овладение ими основными идеями и методами познания;

·         систему общих и профессиональных интеллектуальных и практических умений и навыков, лежащих в основе множества конкретных видов учебно-познавательной и профильно-ориентированной деятельности;

·         основные черты творческой деятельности, обеспечивающие готовность к решению новых проблем  и творческому отношению к действительности.

Гимназическое образование будет отвечать своему назначению и специфике, если все будет ориентировано на формирование познавательных, творческих способностей учащихся. Это предполагает формирование основных черт интеллектуальной, творческой деятельности:

§         умения мысленного экспериментирования, пространственного воображения;

§         самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, ассоциативности мышления, способности к актуализации знаний, умений, навыков;

§         видения новой функции знакомого объекта, аналитичности мышления;

§         умения комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ, комбинаторной способности;

§         стремления объяснить непонятные явления, любознательности, пытливости;

§         способности к предвидению, предикаторной способности;

§         критичности мышления, способности отстаивать свою точку зрения;

§         системности мышления, всесторонности рассмотрения тех или иных объектов или явлений;

§         эвристичности мышления, интуитивного озарения и т.д.

Выпускнику современной гимназии необходимо овладеть умением критически мыслить, способностью к самостоятельной познавательной деятельности. Деятельность – это «специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения  и развития наличных форм культуры». Деятельность необходимо рассматривать как единство интериоризации (формирование личностных характеристик человека с учетом условий его жизни и деятельности) и экстериоризации (реализацию способностей и замыслов человека в продуктах его деятельности).

Продуктом учебной деятельности являются способы познавательной деятельности, которые воздействуют на интеллектуальное развитие личности. Учебно-познавательная деятельность, которой ученик занят в школе, должна носить вполне  сознательный, целенаправленный характер.

Усвоение знаний, разумеется, является необходимым условием развития мышления, вместе с тем прав П.И. Пидкасистый, когда говорит, что усвоение знаний и их воспроизведение при выполнении самостоятельных работ не означает, что таким образом достигается развитие мышления. На передний план должны выступать актуализация знаний и способов деятельности. Только тогда, когда усвоенная информация и способы деятельности становятся не только предметом познания, но и инструментом для самостоятельного приобретения нового знания, можно говорить о развивающем характере познавательной деятельности.

 

VI. Организация  учебно-воспитательного процесса в гимназии

1.      Общие положения

1.1.            Организация деятельности гимназии осуществляется  в соответствии с Законом РФ «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», уставом образовательного учреждения.

1.2.            В гимназии обучаются дети с I по XI классы по следующим ступеням:

1 ступень – I- III (IV) классы

2 ступень – V- VIII классы

3 ступень – IX-XI классы.

1.3.            Обучение в гимназии позволяет:

–        предоставить наиболее способным и подготовленным учащимся оптимальные условия для получения среднего (полного) образования;

–        сформировать у учащихся навыки самостоятельной и научно-исследовательской работы;

–        обеспечить непрерывность среднего (полного) общего и высшего образования;

–        создать условия для получения универсального образования, соответствующего современным требованиям

–        сформировать у обучающихся адекватной современному уровню знаний картины мира;

–        сформировать у обучающихся черты человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на  совершенствование этого общества.

1.4.            Гимназические классы открываются на первой, второй и третьей ступенях обучения в соответствии с основными целями и направлениями школы, определенными в концепции.

1.5.            Гимназические классы открываются на основании приказа директора школы. Основанием для приказа являются  результаты собеседований с детьми, поступающими в первый класс, на  начальной ступени обучения и заявления родителей учащихся средней и старшей ступеней обучения.

1.6.            Школа несет ответственность перед обучающимися в гимназических классах, их родителями, органами управления образованием за реализацию конституционных прав личности на образование и соответствие выбранных форм обучения возрастным психолого-педагогическим особенностям обучающихся.

2.      Порядок приема, перехода и выпуска обучающихся в гимназических классах.

2.1.            Комплектование гимназических классов проводится на общей основе, предусмотренной для комплектования типовых классов. Прием в гимназические классы обучающихся из других образовательных учреждений производится при успешном прохождении ими аттестации, которая направлена на проверку уровня знаний обучающегося (статья 50.19 Закона «Об образовании») и может проводиться в форме тестирования, собеседования, опроса, контрольной работы и т.д. по усмотрению школы. Отказ в приеме может быть обоснован несоответствием знаний, умений и навыков поступающего в данный класс установленным требованиям к подготовке обучающегося при переходе в этот класс, а также отсутствием свободных мест в классе повышенного уровня.

2.2.            Для организации приема обучающихся из других образовательных учреждений приказом директора школы создается аттестационная комиссия, деятельность которой регламентируется «Положением о постоянно действующей комиссии по комплектованию классов гимназии №11 города Новосибирска». Знакомство обучающихся, родителей или лиц, их заменяющих, с уставом школы, положением о гимназических классах, учебными планами проводится во время приема заявлений с просьбой о приеме в гимназический класс. Администрация школы несет ответственность за своевременное ознакомление обучающихся, их родителей или лиц, их заменяющих, со всеми документами, регламентирующими образовательный процесс в гимназических классах.

2.3.            За обучающимися в гимназических классах остается право перехода в параллельный класс школы, работающий по типовой программе.

2.4.            Отчисление обучающегося из гимназического класса производится по решению педагогического совета на основании представления администрации школы. Причинами отчисления могут быть систематическая неуспеваемость, серьезные нарушения Устава школы, личное желание обучающегося. 

2.5.            Ежегодно для учащихся гимназических классов по предметам гимназического компонента проводится промежуточная аттестация.

2.6.            Выпускникам гимназических классов выдается документ о среднем (полном) общем образовании с указанием предметов гимназического компонента.

3.Организация образовательного процесса

3.1.            Гимназические классы работают по учебным планам, включающим базовый компонент образования, программы гимназического компонента и программы обязательного компонента дополнительного образования.

3.2.            Образовательный процесс предусматривает различные формы обучения и воспитания, направленные на развитие личности, ее творческих способностей,  формирование гуманистического отношения к окружающему миру, формирование у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и прочных знаний основ наук, самостоятельности в работе, обучение навыкам самообразования и научно-исследовательского труда, развитие устойчивой мотивации к учению и самообразованию.

3.3.            Количество обучающихся в гимназическом классе не может превышать 25 человек. Для проведения занятий по предметам гимназического компонента (человековедение, театроведение, хореография) классы делятся на подгруппы. Деление на подгруппы по другим дисциплинам производится по решению педагогического совета в пределах имеющихся финансовых ресурсов.

3.4.            Развитие творческих способностей учащихся во внеурочное время осуществляется на занятиях спецкурсов, заседаниях школьного научного общества учащихся, через выполнение научно-исследовательских, творческих работ, участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4. Управление гимназическими классами

4.1.Управление гимназическими классами осуществляется в соответствии с Уставом школы и правилами внутреннего распорядка.

4.2.     Для работы с обучающимися в гимназических классах в штатном расписании школы предусматриваются ставки руководителей кружков, научного общества учащихся, педагогов-организаторов воспитательной работы. Оплата отдельных лекций и курсов, которые проводятся специалистами из вузов, осуществляется на основании договоров.

4.3.      Для работы в гимназических классах формируется коллектив педагогов  из учителей высшей и первой квалификационной категорий. Для преподавания предметов гимназического компонента могут привлекаться преподаватели вузов.

4.4.      Ставки заработной платы учителей, работающих в гимназических классах, устанавливаются из расчета 20 часов в неделю для педагогов первой ступени и 18 часов – для педагогов второй и третьей ступеней школы. Ставки заработной платы учителей, работающих в гимназических классах, могут быть повышены из внебюджетных средств на основании решения попечительского совета.

 5. Финансовое обеспечение

5.1.            Финансирование гимназических классов осуществляется за счет бюджетных средств и ассигнований организаций, заинтересованных в функционировании этих классов.

5.2.            Допускается использование целевых взносов, сделанных родителями учащихся за предоставление дополнительных образовательных услуг. Порядок и размер оплаты устанавливаются договором с родителями при приеме учащихся. 

 

Дата последнего обновления страницы 14.04.2021
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения